Воскресение

Ах, песня, русская, родная…

Иногда мы употребляем слова «исконно русская тра­диция», не понимая их истин­ного значения. Не вдаваясь в подробности, мерим этим ар­шином растиражированные номера псевдонародного ис­кусства, «солянку» из суеве­рий, напускного веселья, иска­женного, иногда доведенного до пошлости, языка. И неведо­мо нам, что исконно русская традиция - это глубина, при­личие, строгость во всем. Это пропущенное через сердце, осмысленное и сопоставлен­ное с законами природы пове­дение, песня, танец, всякое явление бытовой жизни. И как же несказанно повезло губкинцам, что живут рядом с нами особенные люди, которые на протяжении двадцати лет по­полняют и хранят кладезь на­стоящего народного богатства под названием «русский фоль­клор». Имя этим хранителям - ансамбль «Воскресение».

Их песни - не для услады настроенного на попсу уха. В их музыке все, чем богата наша история, - схватки исполинных богатырей, плач безу­тешных вдов о погибших му­жьях, печаль о потерянной свободе, сказания о простой сельской жизни, календар­ных циклах матушки-природы. В их песнях мелодия то течет бурной рекой, то мирно журчит лесным ручейком, слова иногда казнят, иногда возвышают душу зрителя до заоблачных высот. Это песни- трагедии, песни-судьбы, пес­ни-молитвы, при прослушива­нии которых у зрителя вклю­чается особый генетический код, так называемая «память предков», который помогает понимать смысл песни.

Все они непридуманные, ненадуманные, взяты участ­никами ансамбля из первоисточника - у восьмидесяти-девяностолетних певуний, жив­ших в селах Черноземья. Отправляясь лет подряд в экспедиции, участники ан­самбля сумели не только за­писать почти две тысячи про­изведений, но и бережно вы­бирали, вычерпывали из недр старинного деревенского ук­лада все, что является неотъемлемой частью народ­ной русской культуры, - изуча­ли старославянскую речь, ис­торию обрядов, костюмов.

Ездили во время летних от­пусков (в составе ансамбля в основном преподаватели музыкального колледжа), опре­делялись на постой к местным жителям, где денег с них не брали, но от посильной помо­щи музыкантов в уборке уро­жая, прополке огорода или за­готовке варенья не отказыва­лись. А в основное время фольклористы часами проси­живали с поющими бабушками, записывая на магнитофон весь их репертуар. Иногда пропевали с ними до ста песен в день! Одновременно подмеча­ли жестикуляцию рук, танце­вальные движения, интона­цию, которые никогда в испол­нении русской песни случай­ными не были.

Артисты «Воскресения» вспоминают, как их собствен­ные непоседливые дети, выезжавшие с ними в экспедиции, могли подолгу сидеть рядом с поющими женщинами, завороженно вслушиваясь в незна­комые слова. «Это пример того, что магия исконно рус­ской народной песни безуслов­на», - говорят музыканты.

В совершенствовании ис­полнительского искусства они прошли долгий путь - от подражания сельским носителям фольклора до обретения соб­ственных голоса и лица, кото­рые теперь знают и ценят во всей стране. Подтверждение тому - огромное число самых высоких наград: Гран-при международного фестиваля молодежных фольклорных коллективов «Красная горка», победа во всероссийском те­лерадиоконкурсе «Голоса Рос­сии», звание лауреатов всероссийского конкурса «Этника». А сколько побед было в фестивалях и конкурсах регионального уровня, какую высо­кую оценку их труда дают при­знанные профессионалы! С восторгом отзывался об ансам­бле доцент Московской консер­ватории, профессор В.М. Щу­ров, назвав губкинский ан­самбль образцом того, как надо исполнять народную пес­ню. Их творчество высоко оце­нили руководитель фольклор­ного центра «Русская песня» Н.Г. Бабкина и директор Все­российского государственного военного историко-культурного центра при правительстве РФ Ю.П. Квятковский. Все они от­мечали непревзойденное во­кальное мастерство артистов «Воскресения», их достижения в изучении и пропаганде фоль­клора Черноземья.

Самые именитые российс­кие ученые-фольклористы почитают за честь пригласить на свои мастер-классы губ­кинский коллектив, а зрители с диктофонами в руках тол­пятся у сцены на его выезд­ных концертах, чтобы не про­пустить ни одного слова уни­кальных выступлений.

За двадцать лет существо­вания школу «Воскресения» прошли десятки студентов музыкального колледжа, которые по его окончании создавали и создают фольклорные коллективы в разных регионах на­шей страны. Преданность на­родной песне, традициям ее исполнения черпает молодежь у бессменного руководителя коллектива, настоящего фана­та своего дела А.В. Горбатовской, его постоянных участни­ков А.Е. Царевской, Т.В. Волнянской, А.Н. Горбатовского, Е.А. Проскуриной, И.В. Седо­вой, Л.Н. Рябуха, Е.Н. Головко­вой, Г.Б. Ильинской, М.Е. Ста­родубцевой, других артистов ансамбля. Все они внесли ог­ромный вклад в сохранение традиций нашей земли, рус­ского языка, а значит, и наци­онального характера, духовно­сти наших граждан.

Сами же музыканты, влюб­ленные в народную песню, в оценке своего творчества от­дают все лавры ей и только ей.

О. Бондарева