Савинов Анатолий Григорьевич

ХУДОЖНИК А.Г. САВИНОВ (1930—1990 гг.)

 

В 2005 г. исполнилось 75 лет со дня рождения члена Союза художников СССР А.Г. Са­винова. Он жил и работал в городе Губкине. Многие его картины рассказывают о тружени­ках Белгородской Магнитки, создавших основу современного благополучия нашей области.

Анатолий Григорьевич Савинов родился в с. Архангельском Губкинского района Белго­родской области 18 июля 1930 г. Его отец, председатель Архангельского сельсовета, погиб зимой 1943 г. перед наступлением советских войск на Курской дуче, и 13-летний Анатолии остался единственным мужчиной в крестьянской семье. После 8 классов сельской школы он поступил в Курское ремесленное училище. Затем служил на Дальнем Востоке, а после вер­нулся в родное село. В 1953 г. поступил в Курское художественно-графическое училище, окончив которое по распределению уехал работать учителем рисования и черчения в г. Невельск Сахалинской области. Но в Губкине в те годы развернулась гигантская стройка — ты­сячи молодых строителей и горняков возводили железорудный гигант — Лебединский руд­ник, а затем и горно-обогатительный комбинат (ГОК). Через год Савинов решил вернуться домой. Первое, что сделал начинающий художник, — опустился с шахтерами в шахту и по­бывал в карьере. Это знакомство оставило неизгладимое впечатление. Анатолий Григорье­вич поставил перед собой цель — передать в своих картинах все увиденное.

Несколько лет А.Г. Савинов в составе творческой бригады художников работал на круп­нейших предприятиях КМА. Здесь добывали «большую руду» герои его будущих полотен. Рудник, цеха и фабрики Лебединского ГОКа стали настоящей творческой мастерской: сотни снимков, десятки набросков и этюдов. Сам по себе технологический процесс интересовал ху­дожника мало. Но нагромождения каменных глыб и скал, буровые вышки и мощные экскава­торы, величественные панорамы стройки индустриального гиганта, создающие подчас фанта­стическое впечатление, не заслоняют на картинах творца всех этих гигантов — самого челове­ка, сумевшего создать карьер, возвести корпуса, наладить сложнейшие механизмы.

Именно на полотнах Савинова наиболее полно показаны размах и грандиозность освоения нашего железорудного края. Созданный им индустриальный пейзаж стал живописной летопи­сью города, ведь Губкин начинался в 1930-е годы с первых буровых вышек у села Коробково («Первая буровая. Село»), в 50-е — продолжался обогатительными фабриками комбината «КМАруда» («Коробково», «Первенец КМА»), в 80-х — приобрел мировую известность благо­даря Лебединскому ГОКу («Лебединский ГОК», «В Лебединском карьере. Ковши»).

Поэмой об огне можно назвать грандиозное полотно «Плавка стали. ОЭМК». При работе над картиной Савинову пришлось получить специальное разрешение па фотографирование в электросталеплавильном цеху, так как производство на единственном в стране электроме­таллургическом комбинате считалось секретным.

Значительное место в творчестве Савинова принадлежит картинам родных мест. Пейзажи, созданные в разные времена года и при разных состояниях погоды легко узнаваемы. Он так же писал много натюрмортов: сирень и ромашки были его любимыми цветами. Анатолий Гри­горьевич не менее плодотворно работал и в батальном жанре. Грандиозная битва, произошед­шая на Курской дуге запечатлена в триптихе «Танковое поле». Заметное место в его творчестве занимало монументально-декоративное искусство. Совместно с Г.Т. Бантюковым и В.Г. Переверзевым он участвовал в оформлении многих общественных зданий и мемориальных объек­тов; Губкинский ЗАГС (1978 г.), городской ДК «Строитель» (нач. 1980 гг.), досуговый центр «Орбита» (1990 г.), средняя школа №11(1990 г.), мемориальный комплекс в с. Вислая Дубрава и др. По мнению художника П.Т. Бантюкова, «Савинов был лучшим художником Губкина, тонко чувствующий и умеющий передать на холсте цвет и его оттенки».

Анатолий Григорьевич принимал участие в организации нескольких выставок городских художников, и сам участвовал в них. Например, на 11 городской художественной выставке в 1983 г. были представлены две его работы: «Сибирский пейзаж» (к., м.) и «Сирень» (к., м.). По мнению искусствоведа В. Черкашина, «Сибирский пейзаж» Савинова — лучшая из пред­ставленных работ этого жанра. В беглом эскизе схвачено состояние природы, светотеневые контрасты. Но все это только формальные составляющие уголка правдивого и убедительного образа бескрайней страны Сибири, в котором созданное человеком гармонично вписывается в созданное природой».

А.Г. Савинов неоднократно участвовал в республиканских и зональных выставках. В 1974 г. принимал участие во Всесоюзной художественной выставке «Слава труду». На две зональные выставки «Край черноземный» он предоставлял индустриальные пейзажи: в Кур­ске (1969 г.) — «В карьере», х.,м.. 120х 120 ем; в Брянске (1980 г.) — «Гидроузел. В карьере», 1976 г., х., м., 120x120 см, «Лебединский рудник», 1979 г., х., м., 125x125 см, «Буровые в за­бое», 1979 г., х., м., 120x120 см, «Стойленская фабрика», 1979 г., х., м., 100x100 см.

К нему как-то само собой пришло признание1. В 1976 г. его избирают членом Союза ху­дожников СССР. Среди губкинцев А.Г. Савинов был единственным членом Союза художни­ков СССР и их признанным лидером. С 1976 по 1990 г. он возглавлял городскую художест­венную мастерскую, в которой вместе с ним работали Н.В. Корокулин, В.Е. Переверзев, Н.Т. Бантюков.

А.Г. Савинов погиб в автомобильной аварии 2 февраля 1990 г.

Его работы хранятся в музеях Москвы, Белгорода, Минска, Орши, Губкина. В семье ху­дожника осталось 16 пейзажей и натюрмортов, а также автопортрет, написанный в послед­ний год жизни. В Губкинском краеведческом музее хранится 41 работа, приобретенная у вдовы художника Р.Г. Савиновой в 1991 и 1993 гг., и шесть этюдов, переданных из город­ской художественной мастерской.

         Алтухова И.Д.