«Я музицировал в квадрате школьных стен…»
42 года назад для юных губкинцев распахнула свои двери музыкальная школа N1. Именно тогда переступил ее порог белоголовый мальчик Коля Картамышев. Очарованный музыкой, он постигал ее прекрасный язык. С каждым годом все нежнее и ярче звучала в его руках скрипка. Кто бы мог подумать, что через 27 лет выпускник музыкальной школы N1 Николай Картамышев, окончив Белгородское музыкальное училище, а затем институт культуры, станет директором родной школы.
А до этого были годы работы преподавателем по классу скрипки. Годы, заполненные творческими исканиями и находками, интересными наблюдениями и открытиями, успешными выступлениями его учеников на конкурсах и фестивалях. Пытливый ум преподавателя, жажда познания нового, стремление к самосовершенствованию не остались незамеченными. В 1973 году Николай Александрович становится заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Здесь ярко проявились его организаторские способности. Молодой завуч сумел завоевать уважение коллег и любовь учащихся благодари своему высокому педагогическому мастерству, великолепному дару общения с людьми, требовательности к себе и другим, доброжелательности и порядочности.
В 1985 году Николай Александрович возглавил чаш педагогический коллектив. И под его руководством музыкальная школа №1 в течение четырех лет подряд становилась победителем областного конкурса "Школа года». Ежегодно детские творческие коллективы и учащиеся учебного заведения успешно выступают на областных конкурсах, являясь их - лауреатами и призерами по всем специализациям.
Нас, коллег Николая Александровича, порой поражает его интуиция. Мы удивляемся, как тонко он чувствует время и реагирует на его запросы.
Переезд школы в другое здание, находящееся ближе к центру города, реконструкция помещений, потребовавшая от директора огромного напряжения сил, сметливости ума, хозяйского глаза и хорошего вкуса, - результат дальновидности нашего руководителя. Открытие филиала в микрорайоне Журавлики и общеэстетического отделения в школе, введение в учебный курс нового предмета «Эстетика» - все это инициатива Николая Александровича.
Являясь генератором многих идей, наш руководитель умеет пробудить в людях лучшие качества. Скольким молодым специалистам он помог поверить в себя и стать хорошими преподавателями.
Идут годы... Николай Александрович стал заслуженным работником культуры РФ. Вот уже 25 лет радует слушателей своим исполнением детский ансамбль скрипачей, которым руководит он. Хорошо знакомы жители нашего города и с творчеством созданного Н.А. Картамышевым камерного ансамбля преподавателей. Кроме того, он уже девять лет - артист камерного хора «Рождество» Центра славянской культуры г. Губкина.
Идут годы... И по-прежнему наш большой коллектив остается в основном женским. Нелегко управляться с ним. Но ведь не зря пишут, что лучший руководитель - мужчина, родившийся под знаком Водолея. И Николаю Александровичу удалось создать творческий коллектив единомышленников, который поддерживает своего руководителя и помогает ему.
Идут годы... Николаю Александровичу - 50 лет.
Думаем, для него это время творческой зрелости, время новых свершений и успехов. К своим юбилейным дням он подготовил нам подарок - сольный концерт.
Весь коллектив поздравляет его с юбилеем. Здоровья Вам, Николай Александрович, творческого долголетия желаем мы и Ваши многочисленные выпускники, уже ставшие сами преподавателями, но прибегающие к Вам, как прежде, поделиться своими достижениями или попросить совета.
У Бориса Пастернака есть прекрасные строки:
«Во всем мне хотелось дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте...»
Это о таких, как Вы, Николай Александрович!
Преподаватели детской музыкальной школы №1 Н. СЕННИК, Г. БЕЛЬКОВА, Л. ХАРИТОНОВА
ЗВУКИ МУЗЫКИ
В этом апреле губкинская детская музыкальная школа №1 отметит свой 55-летний юбилей. Ее существование в нашем городе трудно переоценить – школа во многом повлияла на тот музыкальный уровень, которым губкинцы сегодня заслуженно гордятся. За эти годы школу окончили более трех тысяч человек, около шестисот из них избрали музыку своей профессией. Все они с благодарностью вспоминают ту воспитательную роль, нравственно-этическую составляющую, которые школа привнесла в их характеры, жизнь. Накануне юбилея ДМШ №1 мы попросили заслуженного работника культуры РФ Н.А. Картамышева, возглавляющего школу с 1985 года, рассказать о своем видении музыкального образования в жизни каждого человека, о радостях и проблемах своей профессии.
– Николай Александрович, разрешите сразу поделиться личными впечатлениями. Едва переступив порог музыкальной школы, понимаешь, что здесь царит особый мир: музыки, красоты, вежливости. Доносятся звуки инструментов, пение… Хочется сразу соответствовать обстановке. Вы как-то специально поддерживаете этот дух искусства?
Преподаватели по классу скрипки. 1998 год
– Начну с того, что у истоков школы стояли интеллигентнейшие люди, которые приехали в Губкин из разных уголков страны. Первый директор И.А. Веденьев, педагоги Ю.Н. Токарева (Арефина), Н.А. Ушаков, супруги В.И. и Н.И. Помельниковы заложили традиции нашего учебного заведения – преподавания, отношения к ученикам, общения в коллективе. Продолжили их труды не менее достойные люди: директора разных лет – В.И. Слободчук, который ныне руководит Белгородским драматическим театром им. Щепкина, Н.И. Гатилов; заслуженный работник культуры РФ О.В. Сандина, педагоги школы, административно-вспомогательные работники. Отдельно хочу сказать о том, сколько доброты, культуры личным примером внесла в атмосферу школы А.Ф. Орлянская, которая девять лет руководила у нас эстетическим отделением, затем была назначена заместителем директора по воспитательной и концертно-лекционной работе.
Из 42 преподавателей 35 – наши бывшие ученики, которые пришли сюда малыми детьми и впитали возвышенный, прекрасный дух школы, который сегодня поддерживают и передают нашим воспитанникам.
Ансамбль скрипачей, 1962 год (Коля Картамышев- третий справа)
– Вы ведь тоже из числа учеников губкинской музыкальной школы…
– Я с родителями приехал в Губкин из Донецка в 1958 году, а в 1959 году, в девять лет, поступил в музыкальную школу, которая к тому времени уже год как работала. Располагалась она тогда на улице Победы в пяти кабинетах, над столовой №2. Конкурс был огромный, а набирали только 50 человек. Среди державших экзамен были дети руководителей комбината «КМАруда», сотрудников НИИКМА, врачей, учителей.
Одним словом, губкинская интеллегенция пользовалась случаем дать своим детям широкое образование. Я был из самой простой семьи (мама – уборщица в магазине, отец – слесарь на обогатительной фабрике комбината «КМАруда»), которая приехала на строительство молодого горняцкого города. Поступил в класс скрипки к педагогу В.И. Ещенко, которая позже сыграла очень важную роль в моей судьбе.
Вера Ивановна Ещенко – первый преподаватель Н. Картамышева по классу скрипки
В 1972 году, когда я вернулся в Губкин после окончания Белгородского музучилища и положенной отработки в поселке Борисовка, Вера Ивановна рекомендовала меня на должность преподавателя школы.
А тогда, в 60-е годы, мне маленькому мальчику, как и многим послевоенным девчонкам и мальчишкам, страстно хотелось научиться играть на музыкальном инструменте. Родители, и не только мои, всей душой желали дать своим детям воспитание и образование, которое не смогли получить они. Я бы сказал, что это был общенациональный подъем, когда люди немного отошли от восстановления разрушенного войной хозяйства и потянулись к прекрасному.
Класс квартета в музыкальном училище (г. Белгород,1969)
Именно в эти годы стали повсеместно открываться музыкальные школы. Наша школа – третья из тех, что открылись на Белгородчине после Белгорода и Старого Оскола.
– Сейчас многое изменилось...
– Жизнь изменилась. У молодежи есть выбор, чем заняться. Но то, что наводняет экраны наших телевизоров, не способствует пропаганде высокого искусства. Считается, что сегодня музыкантом может стать любой, главное – оказаться в нужное время в нужном месте. А то, что музыка – огромный труд, как-то уходит на задний план.
Поэтому для нас самое важное и трудное – изменить поверхностное отношение к музыкальной школе и у детей, и у родителей. Мы сразу объясняем, что у нас не кружок, который можно «попробовать» и бросить в любой момент. Ребенок поступает в школу, а значит, нужно посещать ее без пропусков, выполнять домашние задания, много заниматься на инструменте… При загруженности современных детей делать это очень трудно. Поэтому мы благодарны всем родителям, которые приводят к нам детей, понимают и поддерживают нас и своих маленьких музыкантов. В конце концов, учеба в музыкальной школе – это школа на всю жизнь.
На уроке. 1975 год
Я не буду повторять прописные истины о том, что занятия музыкой способствуют развитию моторики, интеллекта, эрудиции. Мое главное наблюдение по жизни – все люди, имеющие музыкальное образование, – это люди креативные, творчески мыслящие, воспитанные и интеллигентные. А за такими людьми – будущее.
А другая истина заключена в народной мудрости: «Человек, взявший в руки скрипку, не способен совершить ничего плохого». Поэтому если мы думаем о воспитании своих детей, то должны думать и об их музыкальном образовании.
– Сейчас эти очевидные вещи действительно уходят на задний план на фоне материальных интересов «развитого общества потребителей». А каково музыкальной школе жить и работать в современных условиях?
– Как это ни печально – многое сегодня решает все та же материальная составляющая. Почему из года в год снижается число поступающих? Профессия музыканта малооплачиваемая и в связи с этим не востребована. Я сейчас не о гонорарах звезд, а о тех, кто учит музыке детей, играет в обычных провинциальных оркестрах. Обидно, что выпускники училищ, консерваторий уезжают на Запад, где оценка труда профессиональных музыкантов другая.
Еще проблема в том, что музыкальные школы относятся к учреждениям дополнительного образования. Культура всегда финансировалась по остаточному принципу. Наши педагоги, проработавшие десятки лет, не имеют льгот, которые есть, например, у школьных учителей. Надеюсь, что с принятием нового закона об образовании, где школы искусств и музыкальные школы, в частности, рассматриваются как предпрофессиональные учебные заведения (то есть ориентирующие на будущую профессию), изменится и отношение к нам, и финансирование нашей базы. В последние годы мы остро ощущаем тот самый «остаточный принцип», по которому государство поддерживает культуру. Увы, игра на изношенных инструментах мало способствует воспитанию высоких профессионалов, а отсутствие современного оборудования не позволит отвлечь детей от улицы. Мы благодарны муниципальной власти, которая помогает содержать здание, которая платит нам заработную плату – значит мы нужны городу. Мы благодарны родителям наших учащихся, которые нам помогают за счет целевых взносов периодически пополнять классы музыкальными инструментами, приобретать оборудование для образовательного процесса.
Участники ансамбля скрипачей. 1984 год
– Несмотря на активный творческий процесс директор школы – это еще, если не в первую очередь, и администратор, и хозяйственник. Как вам удается сочетать прозу и поэзию своей работы?
– Удается, поскольку у меня есть крепкий тыл – мой дом, где я могу отдохнуть, расслабиться после работы. Заботясь обо мне, моя супруга Нина Федоровна несет основную часть домашних забот и проблем. Я ей очень благодарен за любовь и понимание, которыми она меня окружает.
– Николай Александрович, у вас есть возможность с помощью нашей газеты обратиться к тем, кто так или иначе причастен к важному культурному событию нашего города – 55-летию детской музыкальной школы №1.
Директор первой музыкальной школы Николай Александрович Картамышев
– Дорогие друзья! Спасибо всем, кто был, есть и будет с нами! Спасибо за вашу тягу к музыке, за то, что можете ценить красоту, стремитесь к духовно насыщенной жизни, помните нашу дружбу и верите в нас. Счастья, добра и гармонии вам! Приходите к нам, мы всегда рады возможности общения и встрече с хорошими людьми.
– Спасибо за интервью, Николай Александрович. С юбилеем ваш замечательный коллектив!
О. Бондарева