Булавко Петр Григорьевич

Семь нот для души

 

В городе дождь. Быстрыми шагами идёт девочка. Сапожки изрядно грязные. Дорога у неё длинная. Из Тёплого Колодезя шагает уже целый час. Она очень хочет играть на домре. Девочка идёт познавать нотную грамоту. Всего семь нот и все разные, а вместе так много мелодий...

Игре на народных инструментах учатся дети в Доме пионеров в детском оркестре русских народных инструментов. Оркестру 33 года. Руководит им Петр Григорьевич Булавко. Думаю, что в нашем городе нет человека, который бы не слушал выступление оркестра.

О Петре Григорьевиче много уже писали на страницах наших газет. Но я хочу от имени родителей еще раз написать о нем.

Есть люди, которые притягивают к себе, с ними хочется общаться, говорить, а после общения становится радостнее и теплее. Вот и наши дети, придя к Петру Григорьевичу один раз, не покидают его. Поражает меня всегда дисциплина в оркестре. Дисциплина, рождённая на взаимопонимании и уважении.

Оркестр часто выезжает с концертами и на экскурсии. Однажды я наблюдала, как садились в автобус наши дети. Каждый заходил в автобус без шума и суеты. А секрет оказался очень простым. Петр Григорьевич заранее заказал автобус и вместе с детьми решил, кому куда садиться. Очень просто, но как здорово!

Дети очень редко пропускают репетиции. А когда оркестр выступает, то даже болезнь не является причиной для опоздания или неявки. И опять секрет в самом руководителе. Петр Григорьевич никогда не позволял себе не предупредить детей, если вдруг репетиция не состоится. Если нет телефона, то шёл пешком по городу.

Слушая выступления оркестра из зала, может показаться, что сложности особой нет – выйти на сцену и играть. Но чтобы поразить игрой слушателей, нужно иметь яркую искру руководителю. Эта искра должна зажечь маленькие свечки оркестрантов. И вот эти свечки по воле Петра Григорьевича загорались одновременно ярким пламенем. Яркое пламя на сцене – это хорошо сыгранное произведение, это титанический труд.

Каждое выступление связано с большим перенапряжением и волнением. Волнуются дети, волнуется руководитель, а чарующие звуки вылетают ровно и гладко. Льются знакомые мелодии. Музыка творит чудеса. Отмечено многими препо­давателями учебных заведений, что большие успехи в учебе, а затем и в работа показывают учащиеся, имеющие музыкальную подготовку. А в оркестре русских народных инструментов прошли обучение 446 человек.

Годы, проведенные в оркестре, – золотые. Бегущая по мокрому асфальту девочка лихо играла на своей свадьбе на баяне, и ей уже 26. Петр Григорьевич в её жизни остаётся мерилом самого светлого и доброго.

Оркестр является призером многих областных выступлений и конкурсов, а в 1984 году ему присвоено звание образцового.

В чем секрет успеха? У Петра Григорьевича самое дорогое, любимое и единственное занятие – занятие с детьми. Всё, что дано ему природой, он отдаёт детям. У него не бывает отпуска. Он всегда с музыкой и с детьми. Но есть ещё один секрет его успеха. Я осмелюсь сказать о нём.

Все дела, связанные с бытом в семье, выполняет его жена Евдокия Андреевна. Это она создаёт ему условия для работы, и заботится о нём. Это её доброе сердце и заботливые руки создают дома атмосферу тепла и уюта. Так пусть же сопутствуют ей удача и здоровье.

Перед началом учебного года в кабинете Петра Григорьевича собрались его питомцы. На столе несколько больших альбомов. В них все 446 учеников. Альбомы – это уже история. История о трудолюбии, доброте и красоте. Альбомы – это тоже творение рук Петра Григорьевича.

Вот и сентябрь наступил. Так ясно светит солнце. По дороге идёт человек, слегка прихрамывая. Глаза у него всегда весёлые, добрые и совсем молодые. Вот если бы подсчитать, сколько раз он прошёл по этой дороге, сколько сделал шагов – цифра получится астрономическая! Петр Григорьевич идёт к своим юным оркестрантам. Его всегда ждут дети.

Пусть юные музыканты под руководством Петра Григорьевича снова и снова дарят нам семь нот для души, а мы им скажем большое спасибо.

                                                                           Л. Медведева

Медведева Л. Семь нот для души / Л. Медведева // Новое время. – 1999. – 2 окт.

 

«Музыка в сердце моем»

 

Многим губкинцам хорошо извес­тно имя Петра Григорьевича Булавко. Его знают те, кто сам участвовал в художественной самодеятельнос­ти городского Дома творчества де­тей и подростков, играл в его образ­цовом оркестре народных инстру­ментов, и те, кто слушал концерты с участием этого детского коллекти­ва. Жизнь и деятельность Петра Гри­горьевича накрепко связана с твор­ческой жизнью нашего города.

А начиналось все в селе Красновичи Унечского района Брянской области, где в 1927 году в семье сельских тружеников родился сын Петр. С раннего детства мальчик тянулся к музыке, слушал и запо­минал народные мелодии. Как-то сосед-столяр сделал для своих сы­новей балалайку и показал, как на ней играть. Когда дядя Ваня взялся за обучение своего младшего сына Миши, вместе с ним стал учиться его дружок Петя. Скоро мальчики могли играть «Во поле береза сто­яла» и другие мелодии. В сентябре 1935 года первоклассники уже уча­ствовали в школьном концерте.

По вечерам взрослые парни и дев­чата собирались на гулянку, где глав­ным человеком был гармонист. Петя старался подойти поближе к инстру­менту, запоминая, на какие кнопки нажимает гармонист. Скоро он полу­чил разрешение поиграть на гармош­ке, а взрослые стали петь частушки и песни под его аккомпанемент.

Война прервала учебу ребят, в село вошли немцы. В 1943 году в селе остановилась советская воин­ская часть, в доме Булавко посели­лись члены фронтовой культбригады: баянист, скрипач и трубач. Те­перь Петя увлекся баяном, а музы­канты охотно с ним занимались. После освобождения села подрос­тка взяли на работу в сельсовет, а когда в 1946 году он закончил седь­мой класс вечерней школы, приня­ли завклубом.

Военный постоялец Василий Ва­сильев не забыл о талантливом са­моучке, и в 1955 году пригласил в город Первоуральск Свердловской области. Сначала он работал бая­нистом в заводском клубе, а затем художественным руководителем ДК горняков Первоуральска, тогда же заочно закончил музыкальное отде­ление Московского государствен­ного университета искусств.

В 1962 году Петр Григорьевич пе­ревез свою семью в город Губкин и начал работать художественным руководителем клуба комбината «КМАруда», закончил курсы повы­шения квалификации в Ленингра­де, а в 1971 году - заочный народ­ный университет культуры.

С марта 1966 года перешел музы­кальным работником в городской Дом пионеров, где создал оркестр народных инструментов. И вот уже 40 лет П.Г. Булавко учит ребят иг­рать на различных инструментах, прививает им любовь к музыке. Сам Петр Григорьевич виртуозно владеет и балалайкой, и домрой, и баяном, своих учеников он также приучил к точному и эмоционально­му исполнению музыкальных произ­ведений.

Оркестр постоянно участвовал в областных и зональных смотрах, выступал с отчетными концертами, его всегда тепло принимали как дети, так и взрослые слушатели.

Участники оркестра со своим ру­ководителем побывали не только в Белгороде, Старом Осколе, Воро­неже, но ездили на экскурсии в Киев, Севастополь, Харьков, Вол­гоград, Ясную Поляну и в другие интересные места. За плодотворную педагогическую деятельность П.Г. Булавко награжден множеством похвальных грамот, получил звание «Почетный работник культуры РСФСР», «Отличник просвещения СССР», имеет медали «За доблест­ный труд», «Лауреат Всесоюзного смотра», «Ветеран труда».

Всю жизнь рядом с ним его вер­ная спутница Евдокия Андреевна, его односельчанка. Вместе они вы­растили трех дочерей, сейчас раду­ются внукам и правнукам.

В этом году образцовый оркестр народных инструментов отмечает свое 40-летие, но его участники все­гда молоды, значит, не стареет и их руководитель. Он берет в руки люби­мые инструменты, и снова звучат из-под его пальцев знакомые мелодии.

Г. Максимова