Лебединский бард покорил Выксу
Веселая и задорная «Песенка туриста»... Слушаешь ее и представляешь человека, который ходит пешком по свету, заводит массу друзей, знает, как дорог на исходе пути ломоть хлеба с ключевой водой, как ненасытны комары и нелюбима утренняя прохлада, безжалостно пробирающаяся в спальный мешок...
Под эти мысли уже и автора начинаешь считать беспечным путешественником, душой компании, коротающим звездный вечер у костра.
Но причислить к таковым Игоря Морозова, значит, открыть только одну грань его характера и способностей. В нем самым удивительным образом переплелись неистребимый романтик и прагматичный технарь. Один сочиняет стихи и музыку, ездит на фестивали, путешествует, открывает для себя что-то новое. Когда верх берет второй, то в соавторстве с коллегами на свет появляются удивительные технические новинки. Об одной из них под названием «Космический маяк для вертушки» подробно написала газета ЛГОКа «Рабочая трибуна». Идея новации - внедрение системы контроля движения технологического железнодорожного транспорта на основе технологий спутниковых навигационных систем. Чтобы установить компактные электронные блоки на электровозы, Морозову со товарищи пришлось в буквальном смысле «ловить» их по всей Лебединской «железке». Спустя три месяца 46 железнодорожных вертушек принимали ежесекундные сигналы спутников и передавали их по радиоканалу для дальнейшей обработки.
Работа - серьезная и напряженная, требующая глубоких технических знаний - такая же близкая по духу часть жизни нашего героя. У него есть любимое дело, есть и островок в душе, на котором, словно дивные и трепетные бабочки, живут его стихи и песни. Их много, и каждая по-своему дорога и любима, навеяна какими-либо памятными событиями. «Тополиный город», «Вечер», «Жизнь прекрасна», «Душа», «Костровая», «Ручей» и десятки других произведений стали достоянием многочисленных почитателей Морозова.
Недавно в его жизни произошло событие, которое наполнило ее новыми эмоциями: профком Лебединского ГОКа спонсировал поездку Игоря в город металлургов Выксу на I Всероссийский фестиваль бардовской песни «Наполним музыкой сердца». Его организовали и провели ЦС ГМПР и Благотворительный фонд «Сплав».
- Открытие фестиваля, - рассказывает Игорь Морозов, - особенно нас порадовало: с концертной программой выступил известный исполнитель Леонид Сергеев. Впоследствии его мастер-классы, советы очень помогли вокалистам исправить ошибки, стать более раскрепощенными. Программа была насыщенной, в один день, с 10 до 18 часов, проходили конкурсные прослушивания, а в 20 часов - конкурсный концерт.
В состязании участвовали барды из восьми городов. Наш конкурсант исполнил песни «Жизнь игра» и «Кому за...»
Публика тепло встречала лебединца, ей импонировали добротные стихи и берущая за сердце мелодия. Лауреат и победитель многочисленных конкурсов в Губкине, Старом Осколе Игорь Морозов на выксенском фестивале был награжден почетным дипломом и памятным подарком.
- Все участники, - продолжил Игорь, - были подготовлены, приехали с интересными произведениями, у многих - прекрасные вокальные данные. В этом еще раз убедился на гала-концерте, где выступали самые яркие и запомнившиеся зрителям и жюри певцы. Мы, конечно же, состязались, но нас и многое объединяло - возраст, общность профессиональных интересов и творчество. Радует, что на родственных предприятиях администрация, профсоюзные комитеты так же, как на Лебединском ГОКе, с пониманием относятся к самодеятельным авторам, помогают им реализовать свои способности, финансируют участие своих работников в таких престижных конкурсах.
В Выксе было не по-июньски прохладно. Погодные капризы скрашивали красота и ухоженность базы отдыха «Красный бакен», где жили исполнители авторской песни, сам город небольшой, в окружении еловых лесов, ароматный запах которых витает над улицами. В этом месте вокальные фестивали проводят не один год, и всякий раз его участники, в том числе и Лебединские - И. Морозов, В. Серова, П. Цыпкин и другие - отмечают прекрасную организацию и добрую, непринужденную атмосферу, царящую во время испытаний. Поэтому каждый старается выступить как можно лучше, чтобы достойно представить предприятие, от имени которого выходишь на залитую ярким светом сцену. Игорь - не исключение, хотя и был немного простужен. Тем более весома и почетна его награда - Диплом I Всероссийского фестиваля бардовской песни и памятный подарок - оригинальная ваза.
Волнения теперь позади, но спокойная и размеренная жизнь не для Игоря. Сейчас он готовится к фестивалю, который пройдет в Раменском районе Воронежской области. Там он будет представлять самого себя, но это не значит, что выступит с меньшим душевным выплеском. Барды так не умеют, а Игорь Морозов из настоящих, тех, которые поют душой, а музыку сочиняют сердцем.
В. Жилина
Фото автора
Певец тополиного города
Местный бард Игорь Морозов, неоднократно становившийся лауреатом различных конкурсов и фестивалей и известный, в числе всего прочего, песней «Тополиный город», посвященной Губкину, рассказал нам об истории своего увлечения музыкой - от рок-н-ролла до бардовской песни.
- Музыкой я заинтересовался еще в конце 60‑х, когда учился в школе №2. Тогда практически все любили «Битлз», а в Губкине был очень популярен местный ансамбль «Green Street» («Зеленая улица» - ред.), который исполнял песни западных групп.
- Тогда вы и увлеклись игрой на гитаре?
- Гитару любили все! Она была символом нашего времени. Чуть ли не каждый школьник пытался своими силами смастерить электрогитару.
- Понятно, почему все кинулись пилить спинки кроватей...
- Да, электрогитара - это кумир нашего поколения. Я в старших классах тоже пилил, но так моя гитара и осталась недоделанной... Этим легко заболеть, а вылечиться - невозможно! «Битлз» стали для нас дверью в совсем другой мир. Их записи выходили тогда на маленьких пластиночках, по две-три. И мы сразу пытались их петь. Думаю, Советский Союз много потерял из-за того, что мы не имели полного доступа к музыке, которую хотели слушать. Не будь всевозможных запретов, мы развивались бы по-другому, у нас не возникло бы тяги к «запретному плоду» - западным идеалам!
- В свое время, наверное, не обошлось и без создания школьной группы?
- Естественно! Мы с Александром Злобиным, в группе «Аквилон» которого я играл впоследствии, параллельно организовали школьные ансамбли. Не было лишних комнат, и нам отдали помещение, в котором раньше был туалет... У нас даже названия не было, и песни мы играли не собственные, а известных авторов. Состав был классический, как у «битлов»: две гитары, бас и ударник. Электроорганов тогда еще не было.
- Поэтому, наверное, и появилась мода делать «препарированное пианино», втыкая канцелярские кнопки в молоточки, бьющие по струнам?
- Да, не хватало необычных тембров, и такое издевательство над инструментами действительно имело место.
- В то время вы и сочинили свои первые песни?
- Да. Но теперь я их не пою: очень уж они были наивные...
- ...и, наверное, написанные в подражание «Битлз»?
- Как ни странно, нет. Хоть я и слушал рок-н-ролл, но собственные сочинения получались больше похожими на дворовые песни, которые тоже оказывали на нас большое влияние. Кстати, ставшая известной лет пятнадцать назад «Дым сигарет с ментолом» - типичная дворовая песня, и появилась она гораздо раньше, чем ее спел исполнитель, ныне считающийся автором. Мы стремились быть как «Битлз», но в то же время оставались советскими подростками.
- Рок-н-ролл, дворовые песни, эстрада... А как же вы бардом стали?
- Когда я учился в Воронежском политехническом институте, услышал записи бардов с Грушинского фестиваля. Тогда нельзя было петь свои песни, скажем, во дворце культуры, и фестивали, где авторы собирались вместе, были наилучшим решением этой проблемы. Услышав эти записи, я впервые заинтересовался музыкой бардов. Кстати, когда я учился в Воронеже, у меня была группа, которая называлась «Синкопа». Это не была рок-группа. Что такое рок? По большому счету, в нашей стране нет ни одной настоящей рок-группы. Если попса - это просто развлечение, то рок должен о чем-то говорить. В этом смысле рок-музыка близка к бардовской. Она рассказывает о жизни, о проблемах, и делает это экспрессивно. А что касается моего становления как барда, то здесь надо вспомнить существовавших тогда радиохулиганов, т.е. радиолюбителей, незаконно выходивших в эфир. Они крутили в своих передачах записи бардов, и мне они нравились. Я понял, что это мое.
- Тогда и появились ваши бардовские песни?
- Нет, тогда я был молодым парнем, и меня больше интересовала эстрада. Политика, устройство жизни стали волновать меня несколько позже, уже после службы в армии. Кстати, там у меня тоже был ансамбль - «Чайка». В его составе были не только гитары и барабаны, но и орган, медная группа.
- А что было после армии?
- Вернувшись, я устроился работать в цех связи ЛГОКа и организовал там ансамбль «ЦЭС». Он существовал одновременно с «Аквилоном» Александра Злобина. Параллельно я стал сочинять свои, именно бардовские песни. Те, которые теперь пою и записываю.
- Вы участвовали в разных конкурсах и фестивалях...
- Да, и становился лауреатом всех местных конкурсов авторской песни, а также «Афганского ветра» и «Оскольской лиры». К сожалению, в нашем городе пока еще не понимают по-настоящему, что такое бардовская песня. Поэтому все, что пытаются делать в этой области, сводится к обыкновенному фестивалю для творческой молодежи. Здесь может быть и пение под фонограмму, и вообще что угодно...
- Что считаете своим самым большим достижением?
- Запись альбомов. Еще не так давно простому смертному сделать профессиональную запись было практически невозможно, но с появлением современных компьютеров ситуация изменилась. Я уже записал два диска: «Тополиный город» и «Дочь». Работал над ними в студии старооскольского музыканта Григория Левицкого. Тираж не выходил, но они есть в Интернете. Говорят, губкинцы их скачивают и слушают.
Интервью взял С. Колесник